Отзывы

Добавить отзыв

Инновационные процессы в истории Камлакской школы Шебалинского района

Инновационные процессы в истории Камлакской школы

Шебалинского района

Нововведения, инновации и традиции – две стороны развития образования, новое и устоявшееся, всегда идущие рядом. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы, или их взаимосвязей, и достижение нового качественного состояния системы. Иными словами, в обучение и воспитание вводятся изменения, в результате которых повышается эффективность и качество работы педагогического коллектива. Сельские школы тоже вводят инновационные процессы в свою образовательную деятельность, меняют методы и формы обучения и воспитания, стараются по-новому организовать совместную деятельность учителя и учащегося.

 Познакомимся с инновационными процессами на примере Камлакской основной общеобразовательной школы с 2001 по 2022 годы. Нововведения её связаны с именем Л.Н. Цуркан , которая возглавляла педагогический коллектив с 2001 по 2012 годы. Умелый и грамотный управленец, талантливый и одарённый методист, творческая и яркая личность, Лариса Николаевна сумела вдохнуть творческую идею в педагогический коллектив. Руководителем школы была проведена большая подготовительная работа: сбор информации, всесторонний анализ деятельности школы, учет особенностей окружающего социума и т.д. В результате всего она сумела убедить коллектив в необходимости внедрения изменений в практику работы и первостепенной роли в ней повышения профессионального мастерства. Экспериментальным направлением коллектив определил содержание и технологию воспитательной деятельности.

С сентября 2004 года Камлакская школа вступает в инновационный федеральный проект по реализации программы развития воспитательной системы по модели общественно-активной школы (далее–ОАШ) по трём направлениям: Добровольчество, Демократизация, Партнёрство. В школе начинает функционировать Попечительский совет в организационно-правовой форме – Общественный благотворительный фонд развития МОУ «Камлакская ООШ». С декабря 2005 года школе присваивается статус районной экспериментальной площадки сроком на 3 года (с 2005 по 2007гг). В образовательный процесс по направлению «Демократизация» вводится предпрофильное обучение с 5 по 9 классы. Элективные курсы проводили как педагоги школы, так и представители местного сообщества. Например, программу по курсу «Банковское дело» (7-9 кл), вела С.Н. Куликова, заведующая дополнительным офисом Сбербанка № 8558/035; «Здоровье и красота с точки зрения экологии человека. Целебные растения нашего края» (8-9 кл.) - Г.В. Камалутдинов, исполнительный директор Некоммерческого предприятия «Вайя». Внеурочную деятельность расширили занятиями «Хоровое пение» и «Хореография», которые проводили преподаватели Шебалинской школы искусств Н.Н.Колесник и Е.Е.Порсева.

         Камлакская основная школа вступает в русско-польский проект «Школа-центр общественной активности» Красноярской региональной молодежной общественной организации Центр «Сотрудничество» и Общественно-просветительского общества «Эдукатор» Польши. В рамках этого проекта 3 педагога школы повысили профессиональное мастерство на семинаре, участвовали в работе конференции в городе Красноярск, директор прошла стажировку в Польше.

Внедрение и освоение новшеств, шло очень активно, об этом говорят нижеследующие факты. Впервые проектная деятельность входит в воспитательный процесс, широко использует потенциал 5-ой четверти, т.е. летней оздоровительной кампании. В 2003 году создаётся проект «Ак-Кула» (школа юного туриста), программа пришкольного лагеря «Голубая волна» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению на основе психологических программ развития личности подростка.

В 2007 году при поддержке Общественного благотворительного фонда развития Камлакской школы реализуется проект «Создание условий для работы с одарёнными и способными детьми» и др. Нововедения привели к эффективным результатам деятельности детского коллектива, особенно в 2004 и 2005 годы. В 2004-ом году детская общественная организация «Новое поколение» заняла I место среди детских организаций в районе; воспитательная система Камлакской школы стала Дипломантом II степени II Всероссийского конкурса воспитательных систем в номинации «Сельская школа»; самоуправление «Улей» стало победителем регионального и Лауреатом I Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления. Группа активистов была награждена путевками во Всероссийский детский оздоровительный центр «Орленок», участвовала в молодёжном форуме «Лидер-2004». В 2005 г. группа школьников стала Победителем региональной и финалистами V Всероссийской Акции «Я-гражданин России» и была поощрена путевками в Воронежский детский оздоровительный лагерь.

Педагогический коллектив с 2005 года первым в районе начинает активно участвовать в грантовой деятельности, причём с положительными результатами. Участвуя в республиканских конкурсах социально значимых проектов, выиграли 3 гранта: в конкурсе «Времен связующая нить», посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне с проектом «От сердца к сердцу» (координатор Подосенова Н.А., 2005г.), в результате которого организована сотовая телефонная связь для ветеранов села Камлак; в конкурсе, посвященном 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России с проектом «Спортивная площадка» (координатор Атипаева Е. Ю., 2005 г.), в результате которого открыли в селе Камлак стадион «Дружба»; с проектом «История села и школы Камлак» (координатор Мехова А.В.,2007г.) за счет полученного гранта открыли школьный музей «История села и школы Камлак». И сотовая телефонная связь, и школьный музей активно действуют в настоящее время.

Одержали победу в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы на грант Главы Республики Алтай, и выиграли 500000руб. Финансирование позволило четырем педагогам школы пройти повышение квалификации в городах Сочи и Москва, приобрести интерактивную доску и мультимедийный проектор. В 2007 году во Всероссийском конкурсе «За гранью наглядности» выиграли интерактивную доску.

В апреле 2007 года на основании решения Экспертного совета по управлению экспериментальной площадкой в системе образования Республики Алтай МОУ «Камлакская ООШ» приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай за № 317 присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме: «Создание культуросообразной среды личностного развития ребенка в условиях общественно-активной школы» (2007-2011гг.). Составителями программы, согласованной с начальником образования, стали: Л.Н.Цуркан, Е.Ф.Соколова; Е.П.Романова – одна из первых в должности заместителя директора по научно-методической работе среди школ района.

Три раза педагоги школы принимали участие в республиканском конкурсе «Лидер в образовании»: 2004г. -Цуркан Л.Н. (3 место), 2005г. Соколова Е.Ф.(2 место), 2007г. - Атипаева Е.Ю. В 2006г Камлакская школа стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Школа России - 2006» . А школе было присвоено звание «Академическая школа» за большие достижения в научно - практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся.

 Педагогический коллектив продолжает участвовать в грантах. В 2008 г. как победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», школа выиграла 1 миллион рублей, что позволило улучшить материально-техническое оснащение школы компьютерной техникой и приобрести логопедический комплекс.

Начиная очередное нововведение руководство видело необходимость в переподготовке педагогических кадров. Двое педагогов прошли переквалификацию в городе Томск в ТГПУ: по специальности «логопедия» (О.Г.Шутова) и «дефектология» (И.М.Янчикова). Таким образом, сегодня И.М.Янчикова является первым педагогом-дефектологом в районе. Н.Н.Чельчушева, педагог-психолог школы, прошла повышение квалификации в городе Москва. Следствием всего этого стало создание Школьной службы здоровья, ставшая основой в дальнейшем для открытия психолого-медико педагогического консилиума в Камлакской школе, впервые проведённого в Шебалинском районе. В 2008-2009 годах на базе Камлакской школы реализуется программа «Инклюзивная школа – школа будущего», ставшая в 2009 - 2011гг. муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Создание методических рекомендаций для обучения детей с особыми потребностями через организацию Школьной службы здоровья в условиях основной сельской школы».


В 2011-ом году школа с проектом «Создание детско-юношеского клуба «Поиск» (направление Образование и духовное становление личности «По следам православных миссионеров на Алтае») выигрывает грант Международного конкурса «Православная инициатива - 2011», вследствие которого совместно с настоятелем Успенского прихода с. Шебалино иереем Павлом Тайченачевым провели районную интерактивную пресс-конференцию «Молодежь в информационном обществе: мифы, ценности, проблема стереотипов и установок массового сознания» с приглашением хора Барнаульской семинарии. Встреча проходила в сельском клубе с участием односельчан. А праздник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, стал доброй традицией школы, который ежегодно проводят учителя русского языка и литературы И.М. Янчикова и О.Г.Шутова. «Круглый стол» с дискуссионной темой «Останется ли сегодняшняя молодежь жить и работать в селе Камлак в 2020 году?» освещался на страницах районной газеты «Сельская новь».

Распространение новшества и длительное его использование, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики, является завершением инновационного процесса. Отделом образования проводились мероприятия по распространению положительного опыта сельской школы. Промежуточные результаты экспериментальной площадки заслушивались на заседаниях районного методического совета, проводились семинары и совещания для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и воспитателей пришкольных лагерей. С опытом работы по грантовой деятельности Л.Н.Цуркан выступала на методических мероприятиях районного, республиканского и российского уровней (Красноярск, Омск, Москва), а также на Международной научно-практической конференции общественно-активных школ, проходившей на базе Каракольской школы Онгудайского района.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что камлакцы – пионеры по цифровизации образовательного процесса в районе. Инновационное оборудование они получали как победители республиканского и Всероссийского грантов. Л.Н.Цуркан - первый руководитель, кто делился опытом работы пол теме «Возможности Интернет» с коллегами и на заседаниях клуба «Молодой учитель». В 2012 году на базе школы был проведен районный семинар для учителей алтайского языка «Информационно-коммуникационные технологии на уроке алтайского языка». Демонстрировался открытый урок по теме «Алтай кубулткыштар» (учитель А.В.Мехова) с применением интерактивной доски по начинающей программе алтайского языка, который в этой школе изучался тогда со 2 по 9 классы. На мероприятиях районного уровня школьники Камлака выгодно отличались от ровесников умением свободно обращаться с экраном и проектором во время презентации. В те годы это было новшеством, т.к. не все учителя могли это себе позволить.

В истории районной системы образования Камлакская школа останется первой Общественно-активной школой, одной из пяти в Республике Алтай. Л.Н. Цуркан – победитель Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» 2007 года. Вместе с руководителем все инновационные программы реализовывали заместители директора по воспитательной работе: Соколова Елена Фёдоровна, Атипаева Елена Юрьевна. Активную воспитательно-образовательную деятельность проводили сегодняшние ветераны педагогического труда Галинова Александра Павловна, Шутова Нина Александровна, Подосенова Наталья Алексеевна.

Вот такие инновационные процессы, назовём их первым этапом в истории школы - проходили в старых, ветхих деревянных зданиях 1894 года, стоявших на болотистом месте. Про этот период истории школы один высокопоставленный чиновник сказал: «С виду курятник курятником, а зайдёшь – в каждом кабинете висит интерактивная доска»

С 2020 года школа перешла в долгожданное новое здание, соответствующее всем требованиям к образовательному учреждению. Солнечным пятнышком стоит она на высоком холме, выделяясь на фоне живописных гор.  Традиции управленческой деятельности, заложенные предыдущими руководителями Л.Н.Цуркан и Р.В.Капчикаевой, достойно продолжает Н.В.Какышева, сегодняшний директор Камлакской школы. Заместителем директора по учебной работе с 2009 года является А.В.Мехова. В становлении молодого учителя алтайского языка Аиды Владимировны Меховой как опытного методиста большая заслуга Ларисы Николаевны Цуркан. Под её чутким руководством заместитель директора по учебной работе набиралась опыта по систематизации и обработке оценочной информации, подготовке аналитических документов по итогам обучения, главное, принятию управленческих решений по обобщению и внедрению передового педагогического опыта, повышению теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

 В сегодняшнем образовательном процессе Камлакской школы традиция введения инноваций продолжается. Педагогический коллектив активно участвует во внедрении федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В школе ведутся мероприятия по созданию своей модели цифровой образовательной среды и по повышению уровня владения цифровыми навыками школьников. С момента своего появления в школе информационные  технологии не прекращают развиваться. Начало установил мультимедийный проектор, когда педагоги восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoint свои первые слайды. Сегодня использование мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности входят в практику школьного образования.

Как известно, каждая ступень инновационных процессов требует от учителя повышения профессионального мастерства. Курсы по цифровой образовательной среде Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай прошли Е.Ю.Атипаева и А.М.Енчинова. После курсов в школе была организована команда из педагогов для обучения на платформах Cora.app, Canva и программа для создания видео Kdenlive. Результаты их работ размещены на сайте школы. Учителя отмечают, что данные платформы эффективно помогают при работе, особенно молодым педагогам при подготовке к урокам, составлении технологических карт и т.д

В 2020-2021 гг. дистанционные курсы по направлениям цифровой образовательной среды в городах Петрозаводск и Москва прошли шестеро педагогов школы, один проучился очно в Барнауле.

На сегодняшний день приоритетным направлением методической работы Камлакской школы определено использование оборудования центра «Точка роста» в образовательном процессе. Педагогический коллектив является новатором в районе по использованию оборудования центра «Точка роста», его опыт изучается и используется коллегами. В 2022 году на базе Камлакской школы проведены заседания районных методических объединений по различным предметам. Например, учителям технологии по теме «Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальное развитие педагога» Фролова И.М. показала мастер-класс «Изготовление цветка из искусственной замши» (19.02.2022г.). На семинаре учителей информатики по теме «Учебный предмет «Информатика» в условиях внедрения обновлённого ФГОС» Енчинова А.М. поделилась опытом работы по теме «Оборудование центра «Точка роста» и провела мастер-класс «3D моделирование на уроках информатики». Отрадно то, что обучающиеся школы: Казанцев Денис (7 кл.), Кенин Павел (5 кл.), Кириллова Виктория (8 кл.) - являлись консультантами в практической части семинара. В выездном семинаре учителей информатики Шебалинского района в МБОУ «Усть-Канская СОШ им. Ч.К.Кыдрашева» по теме «Реализация обновлённых учебных программ через использование оборудования центра «Точка роста» А.М.Енчинова представила Шебалинский район, выступив перед собравшимся по теме «Кружок робототехники».

К слову, в Камлакской школе работают два руководителя кустовых методических объединений (далее – КМО ) Чергинского образовательного округа. КМО учителей русского языка и литературы ведёт Янчикова Инга Мамбитаевна, КМО учителей начальных классов – Атипаева Елена Юрьевна. Елена Юрьевна, творческий и ответственный педагог, направлением Плана деятельности по развитию компетенций, сформированных на курсах повышения квалификации выбрала «Оборудование «Точка роста» на уроках начальной школы». В марте 2022г. организовала и провела семинар-практикум, где опытом работы с коллегами поделились учителя школы. Например, Соколова О.А. («Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с видеофрагментами урока»), Атипаева Е.Ю. мастер-класс («Робототехника на уроках технологии с видеофрагментами урока»), Енчинова А.М. мастер-класс «Работа в программе Blender на уроках ИЗО, технологии и информатики». В 2018-2019 гг. руководителем районного методического объединения учителей алтайского языка и литературы являлась А.В.Мехова. В 2021-2022 учебном году руководителем первого в районе методического объединения школьных библиотекарей назначена Елена Геннадьевна Стельмахова, библиотекарь Камлакской школы.


Подводя итоги, можно сказать, что на апрель 2022 года в ПДН, КДН в банке данных безнадзорных и беспризорных детей из Камлакской школы не зарегистрировано ни одного несовершеннолетнего за последние 5 лет. Отсутствуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а в 2012-2016 годах на учёте стояло 6 семей. С каждым годом уменьшается количество детей, состоящих на внутришкольном учёте. В 2021 году зарегистрировано лишь 4 несовершеннолетних за неуспеваемость и нарушение распорядка дня. С ними системно ведётся профилактическая работа, что обнадёживает на хороший результат. Активное и результативное участие обучающихся в различных конкурсах, районных мероприятиях на базе школы свидетельствуют о том, что воспитание гражданско-активной и социально-адаптированной личности также эффективно способствуют повышению имиджа школы.



Таким образом, по инновационным процессам Камлакская школа шагает в ногу со временем, пусть это будет вторым этапом в истории Камлакской школы. Надеемся, что в скором времени школа станет творческой лабораторией по цифровой образовательной среде. Фундамент для этого заложен: устоявшийся коллектив единомышленников, творческие и мобильные педагоги, владеющие информационно-компьютерными технологиями, опыт администрации по проведению мониторинговых исследований и … Новая школа, символизирующая современное образовательное пространство.

 

Р.Сулина, специалист Управления образования

29.04.2022г.